Искупление греха перед человеком

Вопрос
Можно ли искупить грех перед человеком, не признаваясь ему в содеянном, посредством милостыни от его имени?
Ответ

С именем Аллаха! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

Покаяние действительно только при наличии следующих условий:

1.Прекращение совершения греха.

2.Сожаление о содеянном.

3.Твердое намерение больше не возвращаться к совершению греха.

Эти условия достаточны для принятия покаяния, если грех не связан с ущемлением прав других людей. Если же связан, то добавляется четвертое условие — обязательство нести ответственность за свои действия. Например, если человек оклеветал другого, то он должен попросить прощения у него и отказаться от своих слов и т. п.

Если человек согрешил, украв имущество другого, ему недостаточно одного покаяния. Ему необходимо вернуть украденное имущество, если оно осталось. В противном случае ему необходимо возместить пострадавшему ущерб эквивалентным имуществом или его стоимостью. 

Все это необходимо сделать немедленно, если укравший в состоянии это сделать. Если же не в состоянии, то он может подождать, пока появится материальная возможность, и выплатить за ущерб или возместить его сразу по ее возникновении или попросить у пострадавшего прощения.

Примечание:

✓ Искреннее покаяние, вобравшее в себя первые три условия, действительно, даже если человек не возместил украденного, но грех за отказ от возврата имущества не искупится до тех пор, пока укравший не вернет его.

✓ Возвращая украденную вещь необязательно  говорить человеку о своей причастности к краже и о том, что возмещаемое– украденное у него имущество или нечто эквивалентное ему. А Аллах знает лучше.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة رياض الصالحين: قال العلماء: التوبة واجبة من كل ذنب، فإن كانت المعصية بين العبد وبين الله تعالى لا تتعلق بحق أدمي فلها ثلاثة شروط: أحدها: أن يقلع عن المعصية، والثاني: أن يندم على فعلها، والثالث: أن يعزم ألا يعود إليها أبدا. فإن فقد أحد هذه الثلاثة لم تصح توبته. وإن كانت المعصية تتعلق بأدمي فشروطها أربعة: هذه الثلاثة، وأن يبرأ من حق صاحبها، فإن كانت مالا أو نحوه ردّه إليه... أو طلب عفوه.

عبارة رياض الصالحين مع دليل الفالحين: (فإن كانت) أي: المعصية المتعلقة بالأدمي (مالا أو نحوه) من اختصاص محرّم (ردّه إليه) أي: إلى صاحبه بعينه إن كان موجودا، أو بدله عند تلفه من قيمة أو مثل...  (أو طلب عفوه) بإسقاط حقه. وظاهر كلامه توقّف صحة التوبة على ما ذكر... أي إن أمكنه ذلك، وإلا نوى ذلك إذا قدر، أو طلب العفو، لكن ذهب الإمام وتبعه العز بن عبد السلام واقرّه المصنف إلى صحة توبته وان لم يسلم نفسه، بالنسبة لحق الله تعالى ويبقى عليه حق الآدمي وإثم الامتناع. بل قال في الشامل وتبعه جمع: إنه حيث ندم.. صحت توبته وإن لم يردّ المظلمة، وهو ظاهر، فيبرأ بالنسبة لحق الله تعالى إن وجد الإقلاع، وإلا كردّ المغصوب ما دام باقيا، وقدر عليه فلا.

___
См.: Рияд ас-салихин (с комментариями Далиль аль-фалихин, т. 1, с. 115.

Источник: Отдел фетв Муфтията РД